Далай-лама XIV. Буддизм и наука. Светская Этика нового тысячелетия
«Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»
Его Святейшество Далай-лама усматривает единство буддизма и науки в том, что они оба признают решающую роль опыта и фактов, имеют строгий эмпирический базис. Наука опирается на наблюдения, экспериментальные исследования внешних феноменов с использованием приборов. Для буддизма характерным является опыт созерцательного исследования, проводимого с помощью особой, утонченной внимательности и интроспективного отслеживания внутренних переживаний.
Опыт и логика буддизма совпадает с наукой, однако по способу конституирования опыта они сильно различаются, и опыт в буддийском смысле шире, чем опыт в смысле науки. Формы логического обоснования знаний также не совсем совпадают. В науке получила развитие математическая логика, степень абстрактности которой недосягаема для форм традиционной логики, в том числе, буддийской. Что касается принятых в философии науки критериев научности, в частности, критерия фальсифицируемости, то, как уже было отмечено, его принятие принципиально ограничивает сферу науки. В буддизме, напротив, те значимые для человеческого бытия вопросы, которые исключаются из сферы научного познания в силу принятых критериев научной рациональности, не исключаются из сферы исследования. «Другими словами, наука имеет дело с эмпирическими фактами, но не с метафизикой и этикой». Буддийская наука имеет более широкую, в принципе не ограниченную, базу объектов познания. Парадигма науки не охватывает и не может охватить все аспекты реальности, «в особенности природу человеческого существования». «Реальность, включая наше собственное бытие, намного более сложна, чем утверждения объективного научного материализма»
Однако есть определенное гносеологическое сходство между буддийской теорией Пустоты и новой физикой, особенно, квантовой. Впрочем, даже открытие Коперником гелиоцентрической системы было шагом к сближению науки с буддизмом: ученые впервые стали относиться серьезно к тому, что реальность не такова, какой она нам кажется в нашем восприятии. Но, в отличие от физических теорий, учение о Пустоте, будучи тоже теоретическим пониманием реальности, имеет непосредственные психологические и этические импликации. Нагарджуна доказал, что цепляние за независимое существование вещей является главным источником всех бед. Впрочем, благодаря своей интуиции некоторые великие физики, работавшие в новейших областях естествознания, тоже считали этику необходимым элементом науки.
Далай-лама задал однажды Дэвиду Бому вопрос: «Если говорить, исходя из перспективы современной науки, оставив в стороне вопрос ложной интерпретации, в чем заключается вред, наносимый верой в независимое существование вещей?» Бом ответил: «Если мы проверим различные идеологии, которые стремятся делить человечество, такие как расизм, крайние формы национализма и марксистская классовая борьба, то увидим, что одним из ключевых факторов их возникновения является тенденция воспринимать вещи в их прирожденном разделении и разобщенности». Это мнение великого физика, вынесенное им из занятий квантовой физикой, близко по смыслу тому, что говорил Нагарджуна две тысячи лет назад. И так же, как буддизм, неклассическая наука и её открытия несут человечеству понимание того, что каждый из нас несет ответственность за то, как мы мыслим и переживаем.
В отличие от науки, пришедшей к этим открытиям только в XX веке, буддизм с самого своего появления исходил из философской теории взаимозависимого возникновения: природа реальности имеет зависимое происхождение. Эту глубинную взаимозависимую природу реальности квантовая физика обнаруживает благо даря таким открытиям, как так называемый парадокс ЭПР (назван по имени обнаруживших его ученых -Альберта Эйнштейна, Бориса Подольского и Натана Роузена).
Обсуждая и сравнивая основания квантовой физики и философии Мадхьямики вместе с известными учеными, Его Святейшество Далай-лама помогает современным интеллектуалам увидеть параллелизм между буддийской философией и научными прозрениями. Обращение к теоретическим достижениям буддизма, особенно к изложенному Нагарджуной учению о Пустоте, позволяет ученым глубже понять соотношение между классической и неклассической физикой в терминах относительной и абсолютной истины согласно понятиям Мадхьямики и устранить видимость противоречия между повседневным опытом и новейшими научными открытиями. «Тогда то, что мы делаем и думаем в своей жизни, становится крайне важным, поскольку эффект этого имеет отношение ко всему»
Его Святейшество Далай-лама всегда акцентирует внимание на роль этики в науке и ответственность ученых в исследованиях, связанных с манипуляцией генетическим кодом, производством новых продуктов питания и медицинскими технологиями. Его Святейшество подчеркивает, что есть глубинный аспект проблемы, порожденной всеми этими новыми знаниями, которые дает генетика: это вопрос о том, что следует делать с нашими новыми знаниями, которые переворачивают наши прежние представления? Что делать с этими новыми возможностями, которые открывают перед нами генная инженерия, технологии клонирования, которые радикально меняют наши представления о здоровье и болезни, о механизмах репродукции человека и так далее? И как далеко мы можем зайти в этом направлении? Как найти моральный компас?
Его Святейшество считает: «Мы должны начать с того, чтобы уверовать в базовую доброту человеческой природы, и мы нуждаемся в том, чтобы забросить якорь этой веры в некоторые фундаментальные и универсальные этические принципы. Это включает в себя признание драгоценности жизни, понимания того, что нужен баланс в природе, и следование этой необходимости в качестве нормы, руководящей нашими мыслями и поступками. И, более того, необходимо убедиться, что мы держимся сострадания как ключевой мотивации во всех наших попытках, и что сострадание сочетается с ясным осознанием широкой перспективы, включая далёкие последствия». Речь идет об этических ценностях за пределами разделения людей на верующих и неверующих. Другими словами, Далай Лама говорит о необходимости нравственных принципов, выражающих дух единства всего человеческого рода.
ИЗ ИНЕТА